Наши новости

Заметки об игре на скрипке

23.04.2012

Борьба с подражательством

Индивидуальность неповторима, полное, 100-%-ное копирование невозможно. Всегда полезнее. Да и интереснее, «открыть» пьесу самому, без суфлерства, пусть великолепно талантливого. Поэтому слушать запись лучше после первого этапа ознакомления с пьесой, когда собственная концепция (образная, формообразующая, штрихо-аппликатурная) уже более-менее сформировалась. Хорошо послушать несколько исполнении, а также сочинения, с которыми могут возникнуть параллели: как опусы того же автора, так и его современников (понять своеобразие, для лучшего понимания стиля). Интересно попытаться сформулировать музыкальное содержание вербально, подобрать соответствующую цветовую гамму, для интонаций – жест, пластику, мимику. Любые параллели обогатят образ, сделают его многообразнее, многозначнее, а значит – правдивее, жизненнее.

Эмоциональные подпорки

Да, случается и такое – хмурое утро, вы не выспались, ну или встали не с той ноги, в общем, мысль о том, что надо опять браться за инструмент, вызывает отвращение. Совет первый: занимайтесь чисто технической работой, медленно поиграйте какое-то умеренно трудное место: никаких эмоций, только холодная голова и свободные руки. Совет второй: можно использовать временной ограничитель: «Вот поработаю до стольки-то – и все». Совет третий: Каждый день делать хоть немного, хоть чуть-чуть; что-то улучшать.

Сцена

Сценическое волнение – феномен знакомый всем артистам. Как превратить его из «мандража» в «эмоциональный подъем»? Вот несколько советов: Вы наверняка замечали, что при частых выступлениях волнение меньше и, наоборот, после длительного перерыва волнуешься больше. Может привыкание к сцене можно дополнить целенаправленной имитацией ее в домашних условиях. Не случайно существует выражение: «Чувствуй себя как дома» в противовес «Не в своей тарелке». Не обязательно громко произносить «Выступает…!», а просто представить себя стоящими на сцене, как бы со стороны взгляните на себя, вот увидите, ваши ощущения резко изменятся, и потребуется некоторая коррекция ощущений для адаптации. Попытаться играть с расчетом на зал, а не на комнату. Выгляньте в окно: если сейчас не глубокая ночь, скорее всего вы, увидите люде, идущих по улице. Попробуйте донести до них ваше чувствование музыки. Ощутите разницу. Это будет прямолинейно плотнее, громче, это будет просто «вдаль». Старайтесь, выходя на сцену, максимально ясно представить себе то, что будете сейчас делать, самое начало произведения, максимально ярко почувствуйте атмосферу, которую вам предстоит сейчас воссоздать. Начав играть, погрузитесь в образ как можно глубже, и у вас не останется внимания на волнение, на отвлекающие моменты. В состоянии сценического переживания мы настолько «в образе», что вывести из него нас не может ни упавший номерок. Ни лопнувший с треском прожектор – ничего.

Александр Троянский