Наши новости

Свистит моя свистулька весенним соловьем…

25.04.2021

Свистит моя свистулька весенним соловьем,
И толстая сосулька худеет за окном.
Свистит-переливается, летит за трелью трель,
Подснежник просыпается, стучит в окно апрель.

Владимир Степанов.

Живёт в нашем городе удивительный человек — мастер керамических изделий, автор замечательных работ — Евгения Викторовна Фадеева. Учащимся ДМШ №2 посчастливилось познакомиться с ней.

Посетив мастер-классы Евгении Викторовны, ребята открыли для себя удивительный мир старинной игрушки – свистульки. Волшебство превращения в наших руках мягкого пластичного кусочка глины в забавные фигурки животных и птичек доставило всем много радости.

А уж когда наши свистульки обрели свои голоса, их звонкие трели наполнили всю мастерскую! У кого-то свистульки звучали в унисон, а у кого-то в терцию, секунду, кварту. Мы даже пытались сыграть мелодии простых песенок. Получилось!

Когда свистульки уже высохли и прошли обжиг, мы взяли краски и кисточки и начали создавать красоту – расписывать наши игрушки-инструменты. И вот всё готово! Какие яркие, нарядные получились наши свистульки! Спасибо Вам, Мастер, за интересную науку!

А знаете ли вы, что у этой простой игрушки – удивительная история? Глиняная свистулька появилась в 8 веке до нашей эры. В языческие времена эта игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и дождь, отпугнуть нечистую силу.

На Руси свистульки появились в X веке и сопровождали гончарный промысел. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусочек глины, да и слепит звонкоголосую игрушку своим детям для забавы. Изготовлением свистулек занимались целые семьи, передавая секреты их изготовления от поколения к поколению. Лепили с песнями да прибаутками, вкладывая в свои творения радость и душевное тепло.

Позже свистульки стали предметом продажи, их стали делать специально для весенних ярмарок. Свистульки, звучащие высоко, назывались свистками и дудками, а те, что издавали низкие тона – гуделками. Вот, оказывается, что просили дети у деда из стихотворения А. Плещеева «Старик»: «Дедушка, голубчик, сделай мне свисток…». Разновидностью свистульки является окарина. Она больше по размерам, и на ней можно сделать больше дырочек-отверстий, зажимая которые становится возможным исполнять более разнообразные мелодии.

Свистульки покупали себе или дарили родственникам, чтобы привлечь в дом добро, достаток, хороший урожай. В 17 веке такие вещицы в качестве сувениров и подарков закупал даже царский двор.

У каждой фигурки было своё значение: животные символизировали плодородие, богатство, жизненный успех, петушок – знак пробуждения земли, тепла, солнца, барыня с ребёнком или уточкой в руках была связана с культом плодородия.

Главный смысл свистульки-птички – оберег. Люди верили, что, дунув в неё и прошептав специальный заговор, человек может избавиться от болезни. Свистульку ставили на окно, чтобы никто не мог сглазить ребёнка и навредить ему, а во время свадебного обряда глиняную игрушку помещали на поднос для сбора денег и подарков.

Известен также старинный обрядовый праздник, посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых. Назывался он Свистунья. Ранней весной, в день Авдотьи Плющихи, дети, подражая голосам птиц, свистели в глиняные свистульки, плясали и веселились, веря, что своим свистом они разгоняют тучи, приманивают весну, навораживают счастливый год и богатый урожай. Игра взрослых на свистульках сопровождала стихийное гуляние – Свистопляску — в день поминовения предков.

Свистульки на Руси изготавливали повсеместно. Широко известны дымковские, филимоновские, городецкие, каргопольские. Свистульки украшались традиционной росписью – прямые и волнистые линии, кружочки, ёлочки, солнышки, колоски. Все эти узоры напоминают о связи человека с природой и являются древними обрядовыми знаками. Расписывали фигурки куриными или гусиными пёрышками. Цвет узоров тоже имел свою символику: красный — жизнь, черный – земля, желтый – солнце, синий – вода, белый – чистота, зеленый – молодость.

Во времена седой древности мастера готовили краску из натуральных компонентов: замешивали на курином яйце растёртую сажу, измельчённые цветные камушки или сушёные ягоды, растворяли в молоке мел.

В начале 20 века промысел стал исчезать, но не был утрачен совсем. Настоящий интерес к свистульке возник в 80-е годы XX столетия. В городах начали открываться центры народных промыслов и ремесел, фестиваль звучащей глиняной игрушки стал проводиться в Туле, в Угличе в 2013 году появился «Музей свистульки». А в итальянском городе Чезена такой музей существует уже более 40 лет. В нём собраны свистульки со всего мира. Музей проводит международный фестиваль, в котором участвуют многие любители свистулек из России.

Использование свистулек в народных оркестрах и ансамблях придаёт новые выразительные звучания исполняемой музыке.

Теперь мы сами научились делать эти чудесные музыкальные игрушки, и можем научить других, а значит, сохранить и продолжить накопленные народом умения и опыт.

Учащаяся 7 класса ДМШ №2 Елена Вахонина,
Преподаватель теоретических дисциплин Е.А. Володина