Наши новости

Шаги к успеху. Работа над гаммами

24.09.2013

Есть распространенная точка зрения о пользе изучения гамм, которую хорошо высказал Леопольд Ауэр:

«Существует один и только один действительный способ обрести необходимую технику левой руки, который может придать ей нужную свободу действий, силу и гибкость, т.е. необходимые качества. Средство это заключается в гаммах и специальных упражнениях, и все стремящиеся к совершенствованию в скрипичной игре, принуждены подчиниться этой самодисциплине, если хотят добиться цели».

Чем раньше начнется серьезная работа над этим, тем лучше.

Польза от изучения гамм:

  • техника левой руки
  • интонация
  • звукоизвлечение
  • распределение смычка
  • штрихи (легато)

Каков же первый шаг в изучении гаммы?

Шаг первый:

Играть гамму на протяжении только одной октавы, обращая особое внимание на интонацию, чередуя тоны и полутоны. Если полутоны недостаточно близки друг к другу, интонация будет сомнительной.

Выучив несколько мажорных и минорных гамм (однооктавных), можно играть двух и трехоктавные в медленном темпе, вслушиваясь в интонацию, т.к. в верхних позициях расстояние между интервалами не поддаются измерению.

Шаг второй:

в изучении гамм — это вопрос звукоизвлечения, если не первый.

Чтобы достигнуть настоящего кристально-прозрачного скрипичного звука, учащийся должен пожертвовать достаточным временем, сообразительностью, сосредоточенностью на которую только способен.

При начальном обучении навыков звукоизвлечения необходимо указать, как следует держать смычок, как приноровить нажим пальцев, какой из пальцев в каждый момент должен увеличить давление на трость и как научиться пользоваться кистью (это центральный пункт, к которому сводиться весь вопрос о звукоизвлечении)- все это представляет собой достаточно трудную задачу

Указания об извлечении звука:

  1. Взяв пальцами смычок, надо опустить руку так, чтобы он естественно и непроизвольно принял нужное положение, таким образом можно избежать ощущения принуждающего крепко вцепиться в трость.
  2. Держать смычок легко, но с твердостью достаточной для того, чтобы свободно им управлять. Не пытаться извлекать сильный звук нажимая смычком на струны: Сила звука представляет собой особое искусство и развивается лишь в результате опыта и большой работы.
  3. Не нажимать на смычок всей рукой: вся сущность красивого тона таится в легком нажиме кисти, медленно и постепенно увеличивающиеся, пока он не вызовет полный, совершенно чистый и равномерный по силе звук, от головки до колодки смычка и обратно.
  4. Начинать звукоизвлечение медленным ведением смычка по всей его длине, затрачивая до десяти-двенадцати секунд на каждый штрих вниз или вверх.
  5. Для достижения равномерного звука по всей длине смычка следует уравновешивать давление в слабой части смычка добавочным нажимом кисти т.к. для руки естественна тенденция нажимать сильнее на смычок у его колодки и наоборот, ослаблять давление к головке — наиболее слабой части.
  6. «Длинные» звуки гаммы играть по возможности медленно следующим образом: пиано от колодки смычка, крещендо и форте к концу, затем от форте в конце смычка диминуэндо и пиано к колодке. Вначале на протяжении двух октав, а когда появится уверенность можно захватить и третью октаву в тональности Соль мажор. Внимательно надо следить за тем, чтобы усиливая звук, достигать этого одним пальцевым нажатием на трость, а не давлением всей руки. Благодаря этому мы избежим форсирования звука, который в противном случае станет резким. Все это можно использовать и в других тональностях.

Шаг третий:

Распределение смычка. При работе над гаммой имеет большое значение особенно в Legato . Рекомендуется условно разделить длину смычка на столько равных частей, сколько требуется на каждое отдельное движение смычка единиц длительностей в Legato. Этот штрих является наиболее употребляемым и отличается большой выразительностью. Традиционная группировка длительностей в Legato – четная по 2, 4, 8, 12 и т.д., но очень полезная группировка поступательная: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и т.д.

Для удобства детям подбираем певучие «речевки»: «я иду», «снег кружится», «лента красная», «ветка колючая» и др.

Хорошо помогает распределению смычка игра стаккато в спокойном темпе.

Изучив штрихи деташе и легато можно работать над гаммой и другими различными штрихами и их комбинациями: мартеле, стаккато, спиккато, рикошет, тремоло, сотийе.

Однако, по мнению выдающегося советского педагога-скрипача-профессора Ю.И. Янкелевича, штрихами надо заниматься, работая над этюдами, чтобы не отвлекаться от задач, стоящих при исполнении гамм. А это: «ровность звучания, распределение смычка, плавность переходов со струны на струну, ритмическая ровность в левой руке, точность интонации, свобода выполнения всех приемов».

Скрипка мелодический, поющий инструмент. Ее главным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия. Поэтому штрих Legatо, создающий мелодию, остается одним из более употребляемых. Каждый скрипач должен развивать этот штрих до совершенства. Средством на пути к совершенству является неустанная работа над гаммами.

В сообщении использованы материалы из книг: 

«Моя школа игры на скрипке» Леопольда Ауэра. Изд. Москва 1965г.

«Педагогическое наследие» Ю.И. Янкелевича. Изд. «Постскриптум» Москва 1993 г.