Наши новости
Семейное музицирование
В России с 19 в. любительское музицирование было очень популярно и широко распространено. Ансамблевое исполнительство повсеместно было любимым занятием, тем самым создавались условия для развития и становления творческих личностей — исполнителей, певцов, композиторов.
В наше время существующая узкоспециализированная система образования направлена на достижение высоких результатов. Но ведь не все, же дети могут и должны показывать высокие достижения на исполнительских конкурсах. Не это главное в обучении. Наша главная задача — помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность.
Очень часто на занятиях с маленькими скрипачами приходят их младшие братья или сестры, вторые или уже третьи. Трудно передать, как у них горят глаза, когда они наблюдают за тем, как проходит урок, как их старший брат учится играть, на скрипке изображать содержание исполняемого произведения или даже изучает, например, технологию штрихов. Младшим тоже все это необходимо и как можно быстрее. Порой еще, не умея говорить, они уже хотят учиться так же и тому же. Помню, как маленькому дали в руки две палочки вместо скрипки. Одну он положил на плечо, другой начал по ней водить, при этом спрашивая: «Мама, ну как звучит?» Наблюдая за подобными детьми, постепенно родилось желание учить и этих малышей.
С одной стороны хочется помочь ребенку в его желании самовыразиться, с другой — понимаешь, что многое пока еще и не сможет получиться, в силу большой сложности « постановочного» периода обучения игры на скрипке. На этой стадии обучения возникают несоответствия между потребностями начинающего и содержанием первых занятий, обнаруживаются препятствия со стороны задатков и личных качеств ребенка. Но самая большая трудность — из игрового процесса исчезает главная цель — Музыка. Вот здесь и родилось совместное решение педагога и родителей соединить детей в ансамбль — старший, как более оснащенный навыками музыкальной выразительности, — солирует, а младший поддерживает мелодию длинными нотами, либо простейшими формами мелодии, гармонизуя фон музыкального произведения.
Отзывы родителей о семейном музицировании
Отзыв 1
«В нашей семье двое детей: Александр (24года) и Евгения (6 лет). Александр учился в музыкальной школе по классу скрипки. Евгения учится в музыкальной школе по классу скрипки у Ивановой Марины Александровны.
Я думаю, что опыт семейного музицирования есть у каждого человека. Вспоминая свое детство я, прежде всего, вспоминаю свою бабушку, ее сестер и моего папу который аккомпанировал им на аккордеоне.
А они не просто пели, они играли с музыкой и словами, если можно так сказать. Разбивали песню по голосам. Каждый раз это был новый не звучавший ранее вариант. А частушки вообще сочиняли на ходу.
Сегодня так не поют в нашей семье, к большому сожалению, но когда я смотрю на своих детей, как они увлечены своим любимым инструментом-скрипкой, понимаю, что это семейное музицирование мне по душе.
Сашина игра на скрипке и его инструменты всегда привлекали Евгению. С раннего возраста она пела свои песни под Вивальди, Бетховена. Ну а когда у нее появилась своя скрипка, то Саше ничего не оставалось, как принять ее в свой ансамбль.
Я вижу, как преображается Женя, когда Саша играет с ней ее домашние задания, как она старается не подвести брата, не сбиться и не сыграть фальшиво. И независимо от уровня ее способностей в данный момент, она становится активным участником ансамбля, что, конечно, способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере.
Мой маленький ребенок, играя в ансамбле со своим старшим братом, ощущает успех – единственный источник внутренних сил и мотивации. Такие часы остаются в памяти надолго. Это так волнительно и трогательно и полезно, для обоих, поскольку каждому из них не хочется скомпрометировать себя перед другим.
И я наблюдаю, как наш взрослый сын превращается в ребенка, и между ними происходит что-то волшебное, понятное только им. Они смотрят друг на друга и каждая успешно сыгранная нота отражается на их лицах восторгом и счастьем.
Ну, а когда у папы появляется свободная минутка, он берет в руки гитару, а Саша — скрипку и они играют, что-нибудь популярное, то поет вся семья, дружно и с большим удовольствием.
Бесспорно, игра в семейном ансамбле воспитывает много важных качеств. На каком бы уровне, профессиональном или любительском не играли дети — это замечательно. Семейное музицирование помогает решать очень непростые задачи воспитания детей и формирования семьи в целом. Я имею в виду семейное взаимодействие в едином пространстве, возможность лучше познать и открыть друг друга, удивляться способностям друг друга, управлять друг другом в музыкально – ролевой игре, приобщаться к лучшим образцам фольклорной и мировой классической музыке.
Музыка создает особую атмосферу дома, делает гармоничнее отношения в семье. Играя вместе, мы даже дыхание берем одновременно»
Отзыв 2
«Семейный ансамбль – это очень интересно и полезно. В нашей семье ансамбль начался с самых простых и доступных произведений. Дети восприняли такие занятия, как возможность выразить себя в музыке.
Особенно полезными оказались занятия для младшего сына, который только начинал обучаться игре на скрипке. Коля старался подражать старшему брату, что для него вполне естественно, и незаметно осваивал программу обучения.
В нашем случае занятия в семейном ансамбле помогли ребёнку быстрее освоить начальную ступень обучения и в дальнейшем исполнять более сложные и интересные произведения.
В младшем возрасте очень важно показать ребёнку красоту музыки и пробудить в нём интерес к занятиям, поэтому музицирование в непринуждённой домашней обстановке, в кругу близких людей приносит радость и способствует более быстрому и гармоничному музыкальному развитию. В результате занятий в ансамбле, каждый участник смог вынести для себя, что то нужное и полезное, музыка стала ближе и понятнее.
Влияние занятий в семейном ансамбле многогранно и заключает не только музыкальное развитие, но и укрепляет внутрисемейные связи, воспитывает чувство ответственности, даёт возможность ощутить себя единым целым и при этом почувствовать значимость каждого в отдельности»
Отзыв 3
«Старшие дети Анатолий и Николай Головатские начали играть совместно с конца 2008 года. Ребята выступали и в музыкальной школе, и в общеобразовательной, и на многих внешкольных культурных мероприятиях.
С недавнего времени дуэт перерос в трио – присоединился подросший младший братишка Иван.
Нужно отметить, что семейное музицирование в нашей семье – это любимая форма проведения досуга. Игра на различных музыкальных инструментах (у нас это и фортепиано, и орган, и скрипка, и баян, и гусли), пение всегда сопровождает нашу жизнь. Мы видим, как совместное музицирование способствует гармонизации отношений между детьми, развивает умение прислушиваться к другому, стимулирует дальнейшее развитие музыкальных навыков и умений.
Правильно подобранный репертуар, и мелодичный, и доступный в техническом отношении, окрыляет не только юных музыкантов, но и их родителей. Все семейные репетиции проходят с огромным воодушевлением»
Автор — Иванова Марина Александровна,
преподаватель по классу скрипки
МБОУ ДОД Гатчинской детской музыкальной школы
им. М.М. Ипполитова-Иванова