Наши новости

Сам себе дирижёр

23.10.2011

Дорогие наши ученики! Каким неудержимым и неистощимым чувством юмора вы обладаете! Каждый раз, проверяя ваши работы по муз. литературе, преподаватели отмечают первое апреля. За годы работы в школе, у меня накопился целый 2-х томник ваших ярких «философских» рассуждений о музыке и искусстве. Не верите? Судите сами.

Рассуждаем об оркестре:

  • Туба — самый большой инструмент из медно-духовых, и очень сильно басит.
  • Тембр ксилофона — похрустывающий.
  • Трубе хорошо удаются героические подвиги.
  • …постепенно скрипка приспособилась к бродячим артистам и кабакам.
  • У фагота звук перевалистый.
  • Тромбом.
  • Валтонна.
  • Виолончели лучше удаются континентальные мелодии.
  • Флейта-пикколо издаёт прищемлённый звук.
  • Скрипка выглядит красиво, узорчато…
  • У скрипки тонкий голос, у альта — погруже, у виолончели ещё погруже, а у контрабаса — на самом дне.
  • Тромбон — это такая труба с выдвижной ручкой
  • На домре играют медиатором. А если без него — то будут очень болеть пальцы.
  • Ударно-духовые инструменты.
  • Флейта даёт впечатление о летающем предмете.
  • У домры — овальный панцирь.
  • Есть балалайка обыкновенная, а есть — контрабандская.
  • Трещотка похожа на веер.
  • Скоморохи использовали рубель для глаженья белья
  • Если под рукой нет рубеля, а надо выступать, можно провести палкой по забору.
  • Как нужно играть на ложках? Берут 2 ложки и бьют по ней третьей, как молотком. Бьют также по бедру, плечам и груди…
  • Свистульки раньше использовали в похоронных обрядах, а потом поняли, что на них лучше играть весёлые мелодии.

А вот некоторые умозаключения о профессии дирижера:

  • Он должен быть умным, с чувствительной мимикой и быстрым реагированием. Он также должен обладать качественным музыкальным слухом, учиться в спецшколе и разрабатывать себе руку, чтобы оркестр не ошибался при игре.
  • Когда в 19 веке дирижёр повернулся к слушателям спиной, им это очень не понравилось, и они стали ругаться и кидать в него всякими предметами. Но дирижёр не останавливался и продолжал делать своё дело. Потом, конечно, все успокоились — привыкли!
  • Самый распространённый дирижёр Москвы — Валерий Гергиев.

Слушали «Шествие гномов» Э. Грига. Цитаты из сочинения:

  • Судя по музыке, гномы не так уж милы и дружелюбны, как в рекламе шоколада «Альпен Гольд».
  • Это произведение вызывает страх у слушателей и исполнителей.
  • Гномы так быстро носятся между драгоценностей — прямо дрожь по всему телу!

А вот высказывание о главном герое оперы Н.А. Римского-Корсакова:

  • Гусляр Сладко пел русские народные песни и аккомпанировал себе на баяне.

П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

  • Маша кинула туфельку в Мышиного короля, он умер, а мыши спокойно убежали.
  • Была такая драка, но всё закончилось хорошо и приятно.
  • Верблюды идут по пустыне, еле ноги передвигают – на каждую квинту по одной ноге.(Об Арабском танце)
  • В Арабском танце музыка утомлённая солнцем, а в Китайском — смешная, заботливая.
  • Музыка, как запах кофе. Тонкость вкуса играют скрипки. Танец медленный густой.
  • Танец передаёт повадки китайских кукол-болванчиков.
  • Артисты танцуют, как в настоящем Китае.

А вот новые открытия в мире музыкального искусства:

  • Кирпичный ключ
  • Контур-октава
  • 4-х угольный размер.
  • Клавиатурное сопрано
  • Автентический и галактический (т.е. плагальный) обороты.
  • Интервал пепсима (вместо септимы).
  • Метрическая сенсация (пульсация).
  • Виды минора — обычный и необычный.
  • Хронологическая гамма.
  • Громиссимо ( фортиссимо).
  • Коммерческие ансамбли (оказалось, камерные).
  • Лады международной музыки.
  • Диссонанс — неблагополучный.
  • Миксы — обработки русских народных песен.
  • Фарфоровые интонации (фанфарные).
  • Чичитатив.

Оказывается, что:

  • И.С Бах служил в церкви кантатором и организмом.
  • М.П. Мусоргский был хорошим психологом и сочинял оперы, песни и романсы.
  • Г.В. Свиридов сочинил «Патриотическую»ораторию.
  • П.И. Чайковский — музыкально-общительный деятель.
  • Протопопова любила музыку Шопена, Листа, но стала женой Бородина.

«Мне было интересно иметь с Вами дело», — написала мне одна ученица в последних строках своего сочинения. (Видимо, в знак того, что ей понравился урок).

Мне тоже всегда интересно с вами, ребята. Надеюсь, что наша дружба будет продолжаться, а моё собрание сочинений пополняться. До новых встреч на уроках музыкальной литературы.

Елена Авенировна.

Продолжение следует…

Сам себе дирижёр — II