Наши новости

Развитие ребенка по методике японского скрипача Шиничи Сузуки

10.10.2011

«Нет отсталых детей – все зависит от метода обучения», «Человек – дитя окружения», «Все дети растут, результат зависит от того, как их растят» — все эти слова принадлежат одному человеку, известному скрипачу и педагогу Шиничи Сузуки.

Он разработал свою методику обучения музыке маленьких детей, в основу которой легли следующие принципы: активное слушание, мотивация, повторение, пошаговый метод, память, словарь, вовлечение родителей, любовь.

Размышляя над проблемой обучения музыке, Сузуки пришел к выводу, что чем раньше ребенок начнет обучаться игре на музыкальном инструменте, тем быстрее его освоит. Наблюдая за младенцами, доктор Сузуки отметил, что им нравятся звуки классической музыки (уже 5-месячны младенцам нравится концерт Вивальди).

В Японии на одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад, малышей приучали к классической музыке. Было проведено исследование, ваявшее музыкальные пристрастия детей. Выяснилось, что самой любимой музыкой для малышей была 5-я симфония Бетховена! Популярные эстрадные песни заняли 2-е место, и на самом последнем месте оказались детские песни.

Сузуки обучал игре на скрипке детей старшего возраста. Летом он открывал международный скрипичный класс, куда на занятия съезжались дети из разных стран мира. Чем младше были дети, тем быстрее они осваивали японский язык. Это натолкнуло музыканта на мысль, что музыке надо учить точно также как и родному языку. Тогда же появился тезис «Музыкальность – не врожденный талант, а способность, которая может быть развита».

Любой ребенок, обученный должным образом, может стать музыкальным – это не сложнее, чем научиться говорить на родном языке. Потенциал каждого неограничен. Этот метод получил название «Рождение таланта». Сузуки исходил из того, что любой малыш усваивал родной язык, который для него в самом начале совсем незнаком. Значит, точно также можно усваивать и музыкальный язык или иностранный язык. Сузуки доказал это на своей методике обучения. Главное, считал он, чтобы у ребенка появился интерес к обучению. Исходя из этого Сузуки считал, что самое важное – вызвать интерес у ребенка к изучаемому. И сделать это должны в первую очередь родители.

Используя этот принцип, можно обучить ребенка письму, чтению. Счету, игре на музыкальном инструменте, иностранным языкам – главное – найти стимул. Вторым принципом своей методики Сузуки выделил метод копирования, неоднократного повторения. На своих занятиях с маленькими детьми Сузуки складывал скрипки и смычки вместе с другими игрушками и время от времени извлекал несколько звуков. Малыши повторяли эти действия за педагогом, не подозревая, что это не просто игра, а процесс обучения музыке. Малыши подражали, копировали, а затем легко достигали серьезных результатов в игре на скрипке.

Родители могут использовать методику музыканта в любой области обучения, от обучения математике до иностранных языков. Главное – придерживаться технологии Сузуки. Во-первых, найти собственный темп обучения, осторожно и последовательно осваивать предмет обучения. Во-вторых, учиться вместе и родителям и ребенку. Используя принцип «сотрудничество» Нужно вместе с малышом разбирать трудные места, пытаться осваивать нотную грамоту, музыкальный инструмент, ходить вместе на концерт, пытаться учить с ним стихотворения и петь песенки на иностранных языках. В-третьих, учиться вместе с другими, с теми, кто уже достиг определенных результатов – принцип «совместное совершенствование».

У Сузуки малыши присутствовали на занятиях старших детей. Они, слушая технически более сложную игру, стремились как можно быстрее достигнуть такого же уровня. Большое место в своей методике Сузуки отводил поощрению детей за достигнутые результаты. Это становится дополнительным стимулом для малыша в освоении нового. Если нужно сделать замечание, то он говорил «Попробуй еще раз, попробуй сделать еще лучше». Учитесь вместе с малышом, открывайте что-то новое для себя в окружающем мире, удивляйтесь сами и удивляйте малыша.

«Школа Сузуки – раннее музыкальное развитие детей» (Ш. Сузуки)