Наши новости

Как рассказать о музыке

06.03.2012

Многие считают, что вовсе не обязательно объяснять ребенку, что такое симфония или соната. Все равно не поймет. Он не поймет, конечно, в чем сущность симфонии. Это верно. Но он узнает, что такая форма существует и что музыка имеет разные формы.

Усвоение знаний о музыке, музыкальных инструментах, композиторах и музыкантах (разумеется, если обо всем этом говорится доступным малышам языком) помогает музыкальному развитию ребенка. Лучше всего рассказать о музыкальных инструментах в том виде, который маленькому человеку ближе всего – в виде сказки. Приведем пример такой сказки – о скрипке.

Прослушайте пьесу, где звучит скрипка. Да и саму сказку можно рассказать на фоне тихой скрипичной музыки. Покажите ребенку изображение скрипки. Еще лучше, если у вас дома найдется игрушечная скрипочка, тем более – настоящая. А теперь расскажите ему придуманную сказку про скрипку, уверены, что многие родители, обладающие большей фантазией, могут придумать сказку и получше. Хорошо, если удастся ввести в слушание сказки элементы игры.

Сказка о скрипке

В одном царстве, в одном государстве жила девочка. Ее родители любили музыку. Потому они назвали девочку Скрипка. Девочка выросла и стала музыкантом. Она разъезжала по городам и деревням, играла на скрипке и приносила людям радость.

В этом царстве жил злой человек. Он не любил музыку, и ему не нравилось, что люди радуются, когда слышат звуки скрипки. Однажды перед концертом он тайком пробрался в комнату, где лежала скрипка, и перерезал три струны. А последнюю, четвертую перерезать не успел. Однако девочка сумела очень хорошо сыграть и на одной струне.

Тогда на другом концерте злой человек снова пробрался в комнату, где лежала скрипка, и вырвал волосы из смычка, которым Скрипка извлекала звук. В этот раз злодею удалось сорвать концерт, потому что другого смычка у девочки не была. А главное, в этом царстве не было лошади, из хвоста которой можно было взять волосы для смычка. Скрипка без смычка не могла играть, девочка сидела на дороге и плакала.

В это время мимо проезжал на белом коне принц из соседнего королевства. — Что ты плачешь? – спросил принц. — У меня нет конского волоса для смычка, и я не могу играть на скрипке, — сказала Скрипка. — Не плачь. Я дам тебе волос из хвоста моего коня, — сказал принц. Он вставил волосы из хвоста своего коня в смычок, и скрипка заиграла. Играла скрипки и сама Скрипки так понравились принцу, что он предложил девочке поехать с ним в его королевство и стать его женой. Так скрипка стала королевой, а ее скрипка – королевой музыки.

После сказки проведите игру

Заранее напишите на отдельных листочках ответы на вопросы по теме сказки, разложите их на столе под соответствующими номерами. За каждый правильный ответ очко получает ребенок, за неправильный – взрослый. Выигрывает тот, кто получит больше очков.

Вопросы к сказке

  • Как звали девочку и инструмент, на котором она играла?
  • Сколько у скрипки струн?
  • Как называется то, чем водят по струнам и извлекают звук?
  • Из чего сделаны волосы на смычке?
  • Почему злой человек обрезал струны на скрипке и вырезал волосы из смычка?

Возможны, разумеется, и другие вопросы, а также другое развитие сюжета. Ответы отчетливо напишите на другой стороне листочка, чтобы дети прочитали их сами.

Глава из книги «Музыкальное воспитание ребенка»
(авторы Лев Мадорский, Анатолий Зак)