Наши новости

Как преодолеть волнение юного пианиста на сцене

12.12.2012

Успешность публичного выступления ученика на сцене, зависит не только от качества и надежности выученных им произведений, но и от его психологической подготовки к общению со слушателем. Сценическое волнение, перерождающееся в панику — это бич большинства учеников. В такой момент игра лишается управления, память изменяет, движения сжимаются, ученика несет, как прутик по волнам, он каменеет, путает, смазывает, и хорошо выученная вещь, становится сплошным месивом.

Каковы же они, причины детской тревожности, панического страха и эмоционального «захлестывания» юного пианиста на сцене:

  • способы общения родителей с ребенком, насколько высоки предъявляемые к нему требования;
  • стиль взаимодействия педагога с ребенком;
  • личные особенности педагогов и родителей.

Чем больше ученик доволен своим обучением игре на фортепиано, тем сильнее его возможность реализовать себя в музыкально-исполнительской деятельности, а значит и ниже его тревожность. Одной из распространенных причин волнения является — мысль о провале. Н.Перельман говорил ученикам: «На сцене самокритика пила, подпиливающая стул, на котором сидит молодой пианист».

И все-таки, главной болезнью среди неопытных музыкантов является — «выпадение» текста, так называемый «каприз» памяти, хотя от этого не застрахованы и большие мастера сцены. Как, писал, Л.Коган: «Сама по себе память, тут по большей части не причем. Исполнители волнуются оттого, что бояться забыть, а забывают же оттого, что волнуются».

Сколько же надо заниматься?

Существует два принципа работы:

  1. когда ученик занимается ежедневное количество часов, не превышая нормы, даже если, что-то не доделано;
  2. когда добивается того, что задумано, например, выучивает значительный кусок произведения за день.

В первом случае, плюс — в воспитании воли, усидчивости, ответственности, но минус в формальном отсиживании положенного времени, когда произведение играется, но по-настоящему не выучивается.

Во втором случае, плюс — в целеустремленности, а минус в аврале, когда есть попытка мигом выучить, то, на что потребуется не одна неделя.

Физиологи советуют делать паузы после 45 минут работы не больше 15 минут, так как больше — состояние «вработанности» теряется. Выносливость повышается во время систематической работы, а выдержка развивается в результате длительной тренировки устойчивости внимания, достигнуть этого помогает стремление ярче воплотить слышимый внутренним ухом звуковой образ. На последних этапах работы, когда произведение готово, надо приучать ученика проигрывать его от начала и до конца, с представлением, что он играет перед взыскательной комиссией или слушательской аудиторией.

В домашних условиях, можно создать приближенные условия для выступления, а вместо слушателей выставить ряд стульев, посадив на них куклы, игрушки. Во время исполнения приучать ученика быть готовым к любым неожиданностям, и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте.

«Пусть это исполнение будет редким, но наиважнейшим событием в процессе работы», говорил своим ученикам А. Б. Гольденвейзер.

Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, проявляющиеся при усилении волнения. Повторные проигрывания произведения с применением этого метода уменьшают влияние волнения на исполнение. Большую помощь может оказать искусственный стресс.

В 1932г. известная пианистка Маргарита Лонг выступала по Европе с выдающимся французским композитором М.Равелем. Присутствие его на концертах не давало ей раскрыться на сцене. Зная, что при игре без Маэстро, ее исполнение обладает большей творческой свободой, она репетировала концерт для детских кукол. Входя в зал, она здоровалась со всеми, а с одной куклой особенно, — представляя ее М. Равелем.

Первый опыт игры был неудачен. Второй и последующий уже лучше. В конце концов, с помощью обычных кукол, она привыкла к осознанию, что за исполнением следит сам М. Равель. После экспериментов, на концерте она сыграла блестяще и присутствие М. Равеля ей абсолютно не помешало. Следующим наиболее важным методом, является — обыгрывание- подобие концертной атмосферы. Чем чаще выступления, тем реже страданий от недуга волнения.

Годится любой слушатель, даже несведущий, играть всем, кто готов слушать — друзья, одноклассники, соседи. Играть в детских садах, общеобразовательных школах, музеях, где публика не профессиональная и очень благодарная, доброжелательная.

Хорошую помощь в проведении домашних концертиков с объявлениями, поклонами, аплодисментами, могут оказать заинтересованные родители. При частых выступлениях, учатся справляться с волнением, даже самые робкие ученики, чувствуя себя значительно увереннее. Любой промах на сцене надо приучать игнорировать, так как, разволновавшись из-за одной ноты, можно испортить все исполняемое, поэтому важно слушать себя, ведь что-то исполнено хорошо, что-то хуже, и ошибки порой — из-за попытки бороться с волнением.

После обыгрывания надо провести работу над ошибками, проанализировать:

  • когда удалось избавиться от сильного напряжения;
  • каким было эмоциональное состояние до, в момент, и в паузах между выступлением;
  • что отвлекало;
  • выявить « слабые» места, моменты, когда накал доходил до максимума.

При регулярных обыгрываниях, организм ученика приучается справляться с волнением, но если перерывы между выступлениями растягиваются на долгое время, то адаптации не происходит, поэтому говоря словами Станиславского, обыгрывание программы надо делать как можно более часто, чтобы трудное стало привычным, привычное — легким, а легкое — приятным. Здесь главное в том, чтобы у ученика появилось ощущение исполнения «для своих», чтобы почувствовал, что публика к нему очень доброжелательна.

Скрипач А.Штерн говорил: «Если ты хочешь чему-то научиться, не бойся ошибаться. Это ошибки хирурга смертельны, а ты — не хирург».

Этапы достижения эстрадной готовности:

  • играть не отдельные пьесы, а всю программу, как на концерте;
  • репетиции должны проходить с полной отдачей и ответственностью;
  • репетировать перед специально приглашенными слушателями;

За 2 дня до концерта отвлечься от забот, волнений, посоветовать ученику сходить в кино, театр, почитать интересную книгу. Накануне концерта, поиграть все в сдержанном темпе, беречь силы, эмоции; почитать с листа, поиграть что-нибудь из старого репертуара, посмотреть играемое произведение по нотам; спать лечь пораньше и хорошо выспаться; много не заниматься, чтобы не было по словам Г.Нейгауза «душевной изношенности» из-за переутомления.

День концертного выступления

  • Важный элемент — разыгрывание — оно нужно для разминки мышц, участвующих в игре, и психологического аппарата в целом. Организм входит в состояние «боевой готовности»- повышается пульс, дыхание, скорость протекания мыслительных процессов.
  • Необходимо помнить, что игра в быстром темпе перед выходом на сцену, ведет к усилению беспокойства и трате нервной энергии. Лучше поиграть гаммы, упражнения или медленно один раз исполняемое произведение, не разделяя на куски, чтобы не разрывать единства музыкальной ткани. Немаловажным фактором успешного выступления является — состояние рук.
  • Выходя на сцену — сделать несколько глубоких вдохов и выходов, сердцебиение приходит в норму появляется спокойствие. Важно приспособиться к инструменту.
  • Выступление можно загубить высоким или низким стулом — т.к. связано с привычками техники.
  • Важно освещение — затемненная клавиатура раздражает, так же, как и бьющий в глаза свет.
  • Высокие каблуки мешают пользоваться педалью; острый или «обрубленный» носок обуви — негативно сказывается на технике владения педалью. Необходимо удобство в одежде.
  • Выходить на сцену не торопясь, ступать на восточный манер — легко. Хорошая осанка- это и более глубокое дыхание, лучшее самочувствие, уверенность в себе.
  • Перед тем, как начать играть надо мысленно проиграть самое начало про себя — так начать в нужном характере значительно легче.
  • Для снятия стресса можно съесть 2-3 кусочка сахара или небольшую плитку шоколада, запив теплым слабым чаем или водой. Таким способом пользовались С.Рихтер, Д. Ойстрах. Известно, что глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращения и к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение «ватности» ног, дрожание рук, а вот использование успокоительных средств, обрекает на неэмоциональную, вялую игру.