Наши новости

Как новичку выбрать скрипку

16.01.2012

Этот вопрос часто задают взрослые новички, которые решили, что пришла пора, наконец, начать учиться играть на скрипке.

Желательно не покупать скрипку самому по нескольким соображениям.

Все скрипки, даже фабричные, разные, поэтому желательно чтобы с вами пошел выбирать скрипку играющий человек, который сможет оценить удобство игры и качество звука. Среди кучи «деревяшек» может попасться случайно относительно приличный инструмент, не стоит исключать такую возможность. То же самое в еще большей степени относится и к более дорогим инструментам ручной работы — необходимо слышать звук инструмента.

Есть другая сторона вопроса: У скрипача, имеющего хорошо поставленную правую руку любая скрипка будет звучать превосходно, в крайнем случае, очень хорошо. Не зря говорят: «Не имей Амати, а умей играти!» В идеале — слушать инструмент в исполнении как минимум 2х исполнителей в помещении без звонкой акустики.

У фабричных скрипок возможны мелкие дефекты, которые не будут заметны неопытному глазу: кривая или слишком высокая подставка, поддерживающая струны, или плохо пригнанные колки, которыми трудно будет настраивать скрипку. С этими дефектами придется обращаться к скрипичному мастеру — а это лишние расходы.

Нужно проверить ровность смычка — для этого нужно посмотреть на смычок со стороны винта, зрительно как бы сведя трость в одну точку. Важны также упругость и вес смычка.

Кроме параметров самого инструмента могут встретиться другие непредвиденные «подводные камни», если вы самостоятельно купите себе скрипку.

Вот реальный случай — парень семнадцати лет пришел на первый урок с инструментом. Выяснилось, что его физическое строение ну никак к скрипке не подходит! Огромный рост, длиннющие руки, большие подушки пальцев — он на скрипке просто не поместился! Помучавшись из принципа полгода на скрипке он перешел на альт — тот был ему как раз по размеру.

Технические принципы игры на скрипке и альте практически не различаются. Разница лишь в размере, в настройке инструмента — на квинту ниже (на альте вместо верхней струны «ми» второй октавы присутствует нижняя струна «до» малой октавы, остальные струны «ля», «ре» и «соль» совпадают) и в альтовом ключе, который нужно выучить так же хорошо, как и скрипичный. Бывает наоборот — из-за миниатюрного физического сложения нужна скрипка-недомерок — 7/8.

Размеры скрипок:

  • 1/16 (для 3-4 леток)
  • 1/10 (редкий промежуточный размер)
  • 1/8, 1/4, 1/2, 3/4 (самые употребительные детские размеры)
  • 7/8 (редкий промежуточный размер)
  • 4/4 (целая скрипка для среднестатистического взрослого).

Нужно иметь в виду, что игра на инструменте, который велик, тяжела физически и может привести к зажатостям мышц и перекосам постановки у начинающих.

Как мерить скрипку

  • Поставить скрипку на левое плечо, вытянуть левую руку без напряжения в сторону (немного перед собой). Головка скрипки должна доходить до середины ладони, а пальцы обхватывать головку целиком.
  • Подбородник и мостик (подушечка)
  • Для того, чтобы скрипка держалась комфортно между подбородком и плечом, используют два приспособления — подбородник и мостик (подушечку). Их подбор индивидуален, и самостоятельно, без педагога, не всегда можно с этим справиться.
  • Важно помнить — в результате манипуляций с этими предметами должно быть достигнуто удобство и естественность положения скрипки. Если этого пока не произошло, то ваш вариант, возможно, не последний!

Подбородники бывают:

  • глубокие,
  • плоские,
  • высокие и низкие.

Как правило, подбородник располагается слева от подгрифника (струнодержателя), но некоторые крепятся посередине.

Если фабричный подбородник неудобен — ищите ручной работы, на этом не стоит экономить. Временный вариант в этом случае — снять его вообще, пока не найдется подходящий.

Для самых маленьких существуют небольшие поролоновые подкладочки-наклейки вместо подбородника.

Тем, у кого шея короткая и (или) прямые плечи, может подойти подушечка (а некоторые скрипачи играют и вовсе без «подпорок»). Существуют фирменные, но можно сшить и самому на поролоновой основе, или просто подложить кусок поролона нужного размера. Крепится очень просто — перехватить длинной резинкой поперек скрипки от пуговицы до угла.

Мостов есть множество видов — разной формы и высоты.

Из наиболее оптимальных кажутся мосты голландской фирмы «Willy Wolf» — есть возможность выгибать форму по плечу и варьировать высоту с обеих сторон моста, а также выдвигать по ширине в соответствии с требованиями инструмента.

Для маленьких (начиная с 1/16) один мостик раздвигается на 2 размера.

На удобство положения скрипки влияет также расположение моста относительно скрипки.

Электроскрипка или классическая деревянная?

Тем, кто раздумывает над этим сложным вопросом и хотел бы в будущем подключиться к звукоусилителю и играть эстрадную музыку — вот ответственный совет:

Не тратьте деньги на еще одну электрическую игрушку!

Потому что:

  1. Вы не сможете играть на ней, если вдруг отключилось электричество — в том числе и на концерте! Слушатели могут подумать, что вся ваша музыка — просто фонограмма: (и ни за что не поверят, что это не так, пока вы не сыграете им несколько красивых, берущих за душу звуков). А естественный звук электроскрипки — тихий и шипящий — не производит никакого впечатления.
  2. Также невозможно играть в местах, где этого электричества и не было никогда (скажем, в тихом деревенском домике в лесной глуши) или нет возможности подключиться к электричеству по какой-то причине — на центральной городской площади, например.
  3. Невозможность играть в оркестре. Звук вашей скрипки будет резко выделяться среди других по тембру (даже если вы отрегулируете громкость), на что любой дирижер будет реагировать резко отрицательно. Этот вид музицирования будет исключен с самого начала.
  4. Обучение на электроскрипке не имеет смысла для начинающих, т.к. на ней невозможно научиться извлекать настоящий красивый естественный звук, а это слишком большой недостаток для скрипача!
  5. Электроскрипка намного тяжелее простой, а это создает дополнительные трудности для начинающих. Скрипка — один из самых неудобных для держания и игры инструментов, и дополнительный вес только усложнит ее освоение.

Вероятные проблемы — зажатость плечевого пояса.

Для тех же, кто хочет играть на скрипке с современной усилительной аппаратурой, рекомендуется звукосниматель. Они бывают очень хорошего качества, могут быть подключены к любой аппаратуре, в том числе к беспроводному радиомикрофону. Звукосниматели очень легкие и не создают практически никакого неудобства для скрипача. Примеры звукоснимателей: крепящиеся к подставке или к деке.

Рекомендуется подключаться к аппаратуре не раньше, чем вы освоите качественное звукоизвлечение — иначе все скрипы и призвуки начинающего скрипача станут достоянием широкой публики! Успехов!