Наши новости

Юрий Башмет отметил 60-летний юбилей

18.02.2013

Первый альтист мира выступил в Москве, в зале имени Чайковского. В гала-концерте он предстанет в качестве солиста и дирижёра. Будущий альтист родился в 1953 году в Ростове-на-Дону.

Отец – Башмет Абрам Борисович был инженером железнодорожного транспорта, «…он очень поддерживал мою увлеченность музыкой и развивал ее – правда, не классической, а мелодичными эстрадными песнями и романсами. Дедушки и бабушки тоже в этом смысле не отставали».

Мать – Кричевер Майя Зиновьевна – филологом, «Хотя профессиональных музыкантов в семье не было, но однажды мама – очень мудрый и талантливый «президент» нашей семьи — приняла решение, что я должен заниматься музыкой. …чтобы я не стал бандитом, мама решила, что у меня помимо школы должно появиться какое-то занятие, увлечение».

Детство провёл во Львове, где по настоянию матери поступил учиться в музыкальную школу. «В скрипичном классе не было мест, и маме предложили записать меня в класс альта. Родители всполошились: что такое альт и кому он нужен! А для меня решающими стали слова приятеля, что альт требует гораздо меньше времени на занятия, чем скрипка, и у меня будет больше возможности играть на гитаре… В то время я очень увлекся гитарой, играл на танцах, исполнял песни «Битлз». … У меня даже гитара была «Вокс» – той же самой марки, что и у Джорджа Харрисона».

«…красота звучания этого инструмента меня так поразила, что я впервые заинтересовался альтом всерьез и даже начал готовиться к республиканскому конкурсу в Киеве — и получил на нем почетный диплом».

Затем была учёба в Московской консерватории, где Юрий Башмет остался преподавать. В 1996 году он создал и возглавил здесь «Экспериментальную кафедру альта».

Музыкант уже 40 лет играет на инструменте, который создал итальянский мастер 18 века Паоло Тесторе.

Башмет – народный артист СССР, лауреат Государственной премии, награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени (2002) и орденом Почёта (2008), а также рядом орденов иностранных государств.

Юрий Башмет стал первым музыкантом в истории, доказавшим возможности альта как солирующего инструмента. Определяющие события в его карьере произошли случайно: в класс альта он поступил, потому что не было мест в скрипичном; за дирижерский пульт встал, потому что надо было заменить заболевшего маэстро Гергиева.

Он создал камерный ансамбль «Солисты Москвы» и возглавил симфонический оркестр «Новая Россия». Искренний патриот, всегда одевающийся в черное и порой любящий вспомнить о рок-н-рольной молодости (недавно Башмет играл вместе с группой «Ленинград»), Он успевает заниматься собственной кафедрой в консерватории, курировать конкурсы и фестивали, гастролировать по всему миру – и считает себя счастливым человеком, поскольку все время занимается любимым делом. Окончил Московскую консерваторию по классу альта в 1976 г.

Преподает в Московской консерватории, доцент. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. В 1996-м создал и возглавил «Экспериментальную кафедру альта», а также стал профессором Московской консерватории.

Создал камерный оркестр «Солисты Москвы» (первый состав, 1985 год) и руководил им до 1991-го, когда во время гастролей все оркестранты приняли решение остаться во Франции. Через год создал и возглавил камерный оркестр «Солисты Москвы» в новом составе. «В среднем «Солисты Москвы» дают не менее 90 концертов в год. Мы тут недавно подсчитали, что за 15 лет объехали земной шар уже 34 с половиной раза! И это не считая моих выступлений во главе другого коллектива – симфонического оркестра «Новая Россия», а также сольных, камерных программ». Художественный руководитель и главный дирижер Государственного Симфонического оркестра «Новая Россия». Записал 45 компакт-дисков. Имеет в репертуаре около 200 музыкальных произведений.

Юношеский разряд по фехтованию.

«В моем школьном дневнике все тройки, кроме физкультуры, по которой – пятерка. У меня даже есть юношеский разряд по фехтованию (пошел в кружок под впечатлением от «Трех мушкетеров»). После фильма «Великолепная семерка» мы все на нашей улице купили себе перочинные ножики по 1 руб. 20 коп. И устраивали соревнования по их метанию».

Стал почетным президентом Международного благотворительного фонда Юрия Башмета в 1994-м. В том же году фонд Юрия Башмета учредил Международную премию им. Д. Шостаковича «за выдающиеся достижения в области мирового искусства». Президент Международного конкурса альтистов им. Л.Тертиса (Англия). Член жюри Международного конкурса альтистов в Мюнхене и конкурса «Мориса Вье» в Париже. Народный артист России, почетный Академик Лондонской академии искусств, кавалер нескольких орденов, в том числе — Почетного легиона и св. Серафима Саровского. Лауреат Госудраственной премии Государственных премий СССР и РФ, премии «Sonnings Musikfond» (которой были удостоены И. Стравинский, Б. Бриттен, И. Менухин, Д. Шостакович, М. Ростропович) и множества других.

«Все мои награды прикреплены к одному пиджаку. У меня нет какого-то сейфа, в котором бы они все лежали, к сожалению, у меня абсолютно безалаберное отношение к наградам».

Оркестр «Солисты Москвы» получил музыкальную премию Grammy Американской академии звукозаписи как лучший камерный ансамбль 2008 года. Современные композиторы написали специально для Ю.Башмета или посвятили ему около 40 альтовых концертов и других музыкальных произведений.

«Из посвященных мне альтовых произведений (каждое из которых я по-своему люблю) главным все же считаю знаменитый концерт Альфреда Гарриевича Шнитке. Отрывок оттуда звучит в заставке «Вокзала мечты»…»

Выиграл международный конкурс альтистов в Германии (1976).

«Конкурс был организован Баварским радио и телевидением, и это сразу же дало мне возможность прославиться. Я отправился в гастрольную поездку по семнадцати городам Германии. До сих пор считаю, что это случай! И этому случаю я благодарен. Так началась моя сольная карьера».

Впервые выступил как дирижер в 1985 году.

«Однажды на фестиваль в городе Туре, во Франции, не смог приехать мой близкий друг Валерий Гергиев, и меня уговорили встать за дирижерский пульт. Потом Рихтер меня поддержал, сказав, что дирижировать – это мое. И я просто «заболел» этим».

Купил альт работы мастера Паоло Тесторе, а в 1990-м играл в Зальцбурге на альте того же мастера, принадлежавшем В.А.Моцарту.

«Мой альт со мной с 1972 года. Я купил его по случаю за 1500 рублей. Деньги заработал, играя «Битлз» на гитаре. Это родной брат инструмента Моцарта – его создал мастер Паоло Тесторе в середине XVIII века». «Мне повезло: я был первым альтистом за 230 лет, которому разрешили играть на альте Моцарта в Зальцбурге».

Впервые в мире сделал альт солирующим музыкальным инструментом. Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве. Признан лучшим альтистом современности. Любит черный цвет в одежде и выступает всегда в черном.

Жена – Башмет Наталья Тимофеевна. Наталья Башмет, жена: «Мы учились в Консерватории, на скрипичном отделении. На одной из вечеринок в общежитии Юра и обратил на меня внимание. Но он был не в моем вкусе. Роман начался со второго курса. Предложение руки и сердца, очень романтическое, было сделано на пятом курсе. Я поняла, что обрела мужа, за которым буду как за каменной стеной».

Дочь Ксения, пианистка. «Мы с женой не думали учить детей музыке, считаем, что это очень тяжелая специальность. Но однажды, на время ремонта в доме, отправили пятилетнюю дочь Ксению к моей маме во Львов, и там мама с моим старшим братом быстро развили ей слух. Домой она вернулась, уже зная ноты и умея играть гаммы на рояле. В подготовительную группу музыкальной школы она поступила легко. Ксюша выросла хорошим музыкантом, мне не приходится за нее краснеть».

Сын Александр. «А из сына Саши музыканта не получится, очень жаль. Он сам начал играть на скрипке, она замечательно легла ему в руки, но чтобы он занимался, нужно было следить за этим. В ситуации, когда я отсутствую дома 300 дней в году, это почти невозможно. Сын играет на флейте, рояле, хотя его никто не учил, неплохо рисует, но учится на экономике. Скрипка ему не далась».

«Очень люблю слово «амбиции». Если в Англии про человека говорят «амбициозный», это означает нечто очень позитивное: у человека есть цель, к которой он стремится. А у нас то же слово имеет чуть ли не постыдный оттенок: возгордился, задрал нос или хочет больше, чем может. Поэтому – да, у меня сохраняется амбиция сделать из своего оркестра лучший. Если я не буду так думать, то и движения вперед не будет».