Наши новости

Этюды об этюдах

18.02.2013

Немного странное название, не правда ли?

В нем кроется тайна. Для того чтобы раскрыть эту тайну, мы совершим путешествие по четырем векам с 17 по 20, а помогут нам в этом путешествии сами этюды.

Итак, слово «этюд». Обратимся к господину Энциклопедическому словарю. «Этюд» в переводе с французского языка – «учение, изучение». В музыке так называют пьесы, основанные на определенном приеме исполнения и предназначенные для развития технического мастерства исполнителя.  Этюды художника – это зарисовки с натуры и работы над определенными частями картины.

Любите ли вы играть гаммы? Нет? А как вы думаете, можно ли любить или не любить то, что не умеешь или не знаешь? Конечно, нет. Помните, что написано в энциклопедическом словаре? Учение, изучение по-французски – этюд. Значит, прежде чем полюбить, надо знать.

История 1 «Превращение Золушки»

В те далекие времена, когда не было этюдов, скрипка тоже совсем была другая, не такая как сейчас. Она была народным инструментом, а звучали скрипки на ярмарках и народных праздниках. И названия у скрипок были разные, у каждого народа свои: скрипица, скрипель, фидель, ребек, жига, окорок, гудок. Да и голоса тех скрипок отличались от тембра современных скрипок. Вы, конечно, понимаете, почему эти инструменты звучали только на праздниках. В богатые дома и дворцы их не пускали, считая простолюдинками, «золушками».

В домах богатых горожан звучали виолы – королевы 16 и 17 веков. Звук у виол был мягкий, он считался благородным и аристократическим. Не сразу виолы уступили скрипке свое место. Между сторонниками скрипки и виолы велась ожесточенная борьба. И все же в 18 веке скрипка победила виолу. Она оказалась способной исполнять быструю, яркую, виртуозную музыку. Оказалось, что скрипка умеет петь – тепло, задушевно, вибрируя, как голос человека. Началось бурное развитие скрипичной музыки.

Италия была страной, где знаменитые мастера Амати, Гварнери и Страдивари изготовляли лучшие в мире скрипки. Совершенствовались приемы игры на скрипке, рождались великие музыканты и великая музыка.

История 2 «Этюд – учитель»

С появлением новых инструментов – скрипки и рояля – началось бурное развитие исполнительства. Но путь к вершинам исполнительского мастерства долгий и трудный. Он начинается в детстве с небольших упражнений и легких пьес. Постепенно, шаг за шагом, растет мастерство, а овладеть исполнительской техникой помогают этюды. И снова прозвучало слово, казалось бы, не имеющее отношение к музыке, потому что в жизни мы называем техникой машины, приборы и приспособления, которые помогают нам, облегчают жизнь.

Придется нам снова обратиться к словарю, чтобы узнать значение слова «техника» в музыке. Словарь: «Техника исполнительская – это владение различными приемами игры на музыкальных инструментах. Видите, в музыке хорошая техника музыканта облегчает его труд, помогает исполнить сложные музыкальные произведения. Скрипичная техника очень разнообразна: пассажи, арпеджио, аккорды, трели. А есть еще не менее сложная техника правой руки, то есть техника ведения смычка, разнообразные штрихи.

На каждый вид техники есть этюды, которые учат, развивают ловкость, беглость пальцев. Конечно, они это делают не сами по себе, а под руководством педагога и при активном участии самих учеников. В искусстве пения упражнения для развития вокальной техники называются вокализами. Словарь: Вокализ – упражнения для развития певческих навыков или вокальное произведение, исполняемое без слов на гласные звуки, иногда вокализами называют инструментальные пьесы распевного характера.

В хореографическом искусстве этюдам уделяется большое внимание, ведь они – неотъемлемая часть постановочной работы. Они нужны для развития памяти, фантазии, пластики тела.

История 3 «Век виртуозов»

Жанр этюда возник в 19 веке. Его возникновение напрямую связано с появлением более совершенных инструментов, обладающих огромными выразительными возможностями. Развитие жанра связано с расцветом виртуозного исполнительства на фортепиано и скрипке.

Хорошо известны этюды для фортепиано К. Черни, М. Клементи, И. Крамера. Позднее появляются этюды для скрипки Р. Крейцера, П. Роде. Этюды этих композиторов в основном учебные. У композиторов-романтиков Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и других композиторов этюды становятся яркой концертной пьесой. Технические трудности становятся выразительным средством, раскрывающим образное содержание произведения.

Для исполнения таких этюдов надо обладать высоким техническим мастерством, и в то же время они способствуют развитию такого мастерства. В дальнейшем в творчестве русских композиторов А. Лядова, А. Аренского, А. Скрябина, С. Рахманинова этюды продолжают традиции западных композиторов: они развивают определенные технические навыки и в то же время являются концертными пьесами.

Кода Словарь: Слово «кода» в переводе с итальянского – хвост. В музыкальном произведении кодой называют заключительную часть. Наше путешествие тоже подходит к концу. Осталось сыграть последний аккорд, и будет готова картина, которую мы создали. Великий немецкий композитор Р. Шуман писал в «Жизненных правилах для музыкантов»: «Не бойся слов теория, гармония, полифония и тому подобных. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнуться». Мы можем сказать подобно Шуману: «Не бойтесь упражнений, гамм и этюдов, полюбите их, и они вам непременно улыбнуться».

По материалам Матюшиной Г. А.