Наши новости

Формирование духовности средствами искусства.

25.03.2013

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»
В.А. Сухомлинский

Понятие «духовность» относится к разряду трудноопределяемых, личностно сокровенных. Оно вмещает в себя все, что связано с душой, что согревает и возвышает. Когда мы говорим «дух», «духовность», мы говорим о великом человеческом стремлении к бесконечному — к правде, добру и красоте. Этим стремлением, этим духом, живущим в людях, создано все лучшее на земле.
Дух — подлинная основа всего лучшего, что есть в человеке.

Проблема духовного развития человека, как никогда, актуальна сегодня. В современном мире так не хватает добрых дел, слов, мыслей. Каждый человек, причастный к проблемам воспитания, несомненно, беспокоится о настоящем и будущем детей, хочет, чтобы они выросли счастливыми, честными, мужественными, любящими свою Родину, осознающими свою личностную причастность ко всему, что происходит в стране.

Воспитывать разумное, доброе, вечное, духовное в ребёнке необходимо с самого рождения, и в процессе этого воспитания можно и нужно использовать уже созданные и проверенные методики, которые помогут не только воспитать умного и талантливого человека, но и будут способствовать становлению духовно развитой личности.

Духовное воспитание русского человека традиционно базировалось на следующих категориях ценностей:

  • общечеловеческих (честность, доброта, способность к сопереживанию);
  • национально-государственных (любовь к Родине);
  • семьи (почитание предков, сохранение традиций);
  • личных (любовь, уважение к себе и другим, понятие о чести и достоинстве).

Период обучения ребёнка в школе – это самый ответственный период, поскольку здесь определяются основы нравственности, духовности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Именно в процессе школьного обучения рождается личность с его активным стремлением к самосовершенствованию, самореализации, самопознанию. Осознание ребёнком своих действий и поступков с позиции доброты, совестливости, милосердия, сочувствия другим — необходимое направление к воспитанию духовности сегодня

Педагог является посредником в передаче духовно-нравственных ценностей. От его личных ценностных ориентаций во многом зависит отношение подрастающего поколения к окружающему миру.

«Недостаточно научить человека специальности, – говорил А. Эйнштейн. – Таким путём он превратится в полезную машину, но не станет полноценной личностью… Он должен получить представление о том, что является хорошим и моральным».

В воспитании духовности большая роль принадлежит искусству. В современном мире нет, пожалуй, человека, который не был бы причастен к искусству. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись…. Не случайно Гельвеций утверждал: «Без искусства мы остались бы дикарями».

Большое значение для воспитания ребёнка играют музыка, пение, ведь музыка воздействует на эмоциональную, духовную сферу человека, делает его способным тоньше и глубже чувствовать, сопереживать. Ещё у пифагорейцев музыкальное искусство считалось «самым сокровенным и божественно непостижимым». Согласно их воззрениям, оно «… оказывает катарсическое, т. е. очищающее воздействие на душу человека, исправляет его характер, создаёт определённого рода душевный настрой…»

Одним из значимых средств духовно-нравственного воспитания является православное пение. Музыка русской православной церкви являет собой важнейший пласт отечественной музыкальной культуры. Выражая стремление человека к духовной красоте и гармонии, она возвышает его чувства, духовные помыслы. Изучение духовной музыки, её осмысление, понимание, проникновение, её хоровое исполнение, не только способствуют воспитанию высокой духовности, но и побуждают к поиску, творческой активности, воспитывают чувство коллективизма и ответственности.

Духовно-нравственное воспитание личности невозможно представить без воспитания чувства любви к своему Отечеству, его народу, истории, традициям. Именно патриотизм является живительным источником воспитания духовного, нравственного.

Важным элементом в духовно-нравственном воспитании является народная педагогика. С любви к своему народу, его национальным традициям берет начало любовь к своему многонациональному Отечеству, уважение к культуре другого народа, рядом с которым живешь и учишься.

Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является. Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о труде, о жизни людей, учатся беречь свою историю, получают яркие эстетические впечатления и огромный духовный заряд.

Духовное воспитание подрастающего поколения немыслимо без приобщения к классическим образцам литературы и живописи. Стихи, фрагменты из прозаических произведений, произведения изобразительного искусства несут в себе заряд духовности, заложенный авторами. Для развития духовного потенциала ребёнок с самого раннего детства должен иметь возможность соприкасаться с мировыми ценностями искусства.

Общеизвестно, что, cреди прочих искусств, особое место в духовном развитии личности занимает музыка. По высказываниям Андрея Белого «…в музыке наибольшее приближение глубин духа к поверхностям сознания. Она воздействует на любого человека в независимости от его возраста, пола, социального положения, образования и пр. Она является выражением взаимосвязи между человеком и миром».

Музыка тесно связана с нашей жизнью, о ней она рассказывает своим особым языком.Но человек с неразвитым слухом может услышать в ней лишь простейшие элементы выразительности: динамику, темп, ритм. Человек же с развитым слухом слышит тонко и изыскано. Россыпи звуков он умеет удивительным образом превращать внутри себя в захватывающую полифонию чувств.

Дисциплина, которая способна развить музыкальность человека, его способность понимать музыку от фольклора до творений великих классиков, называется сольфеджио. Как образно написал профессор В.Медушевский, нужно сформировать у детей музыкальный слух «как орган поиска небывалой красоты…».

Распространённое мнение о сольфеджио, как о дисциплине чисто теоретической и технологической, существующей только для тренировки и развития музыкального слуха, в корне неверно.

Это предмет с широким кругом задач по развитию у ребёнка целого комплекса его природной музыкальности, и его преподавание должно основываться принципах образности, художественности, изучения музыки как живого искусства. Что за радость вслушиваться в каждый интервал или аккорд, гордиться тем, что умеешь отличать секунду от терции! Какая от этого польза? Вы в произведении все это услышьте!

Иными словами, сольфеджио должно быть по-настоящему живым, интересным, насыщенным разнообразным содержанием, опирающимся на лучшие образцы художественной музыкальной литературы предметом. Тогда ученик не просто поёт, анализирует, сопоставляет, слушает музыку, а учится размышлять, переживает разные эмоции, обогащает чувства и развивает интеллект. Через музыку он входит в жизнь, укрепляется в нравственных человеческих идеалах.

Давайте же, не будем забывать, что обучение неразрывно связано с воспитанием личности. Ведь, чем шире кругозор, чем нравственней воспитание человека, тем богаче его душа, тем выше его способность испытывать радость и счастье, творя добро и благо для других людей.

Не тот богат, кто драгоценности имеет,
А тот, кто ближнего обидеть не посмеет.
Богатство человека — золото души,
Которая добро дарить умеет!
О. Хайям

Список литературы:

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
  2. Боровик Т.А. «Сольфеджио радости»
  3. Горюнова Л.В. «На пути к педагогике искусства». Музыка в школе, №2, 1988 г.
  4. Горюнова Л.В. «Мир народного творчества». Музыка в школе, №1, 1990 г.