Наши новости

Если ребенок музыкально одарен

10.09.2011

Вундеркинды, дети высокой музыкальной одаренности, встречаются редко. Очень редко, и все же потеря каждого такого чудо-ребенка – трагедия. Как для него самого, так и для всех нас…

В начале прошлого века во дворах Одесса появился невысокого роста молодой человек в очках. Он садился на скамейку возле песочницы, где играли трех, четырехлетние малыши, и подолгу их рассматривал. Иногда он пытался заговорить с ними. Мамы с опаской поглядывали на странного наблюдателя и уводили детишек подальше. Но случалось, что молодой человек спрашивал, чей это ребенок, и представлялся: «Учитель скрипки Петр Соломонович Столярский. Приводите вашего малыша ко мне в школу. Думаю, из него получится толк».

Мамы не очень-то верили, но детей приводили. И случалось поразительное: почти все дети, на которых обращал внимание Столярский, оказывались вундеркиндами. Некоторые стали великими скрипачами, например Давид Ойстрах, Михаил Фихгенгольц. Список можно продолжать и продолжать…

Теперь представим, что молодой человек не зашел бы во двор, где играл в песочнице будущий великий скрипач. Или что мама не привела бы одаренного малыша в музыкальную школу. К сожалению, такое наверняка происходило, да и сейчас, в наше время, случается нередко. Многие сотни, а может, и тысячи взрослых, у которых в свое время не разглядели музыкальный талант, становятся врачами, инженерами, рабочими, предпринимателями. А, возможно, могли бы стать Моцартами…

На Земле более 6 миллиардов человек. Каждый – индивидуальность. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и абсолютно одинаковых людей ( имеется в виду, конечно, не внешность, а способности и склонности каждого). И тут возникает некая педагогическая проблема, очень важная, может быть, даже самая важная: как «не прозевать», «не зарыть в землю» музыкальную одаренность ребенка? Решение этой проблемы и составляет сверхзадачу родителей и педагогов, которую они должны решить в дошкольный период ребенка.

А что, если ваш малыш музыкально одарен? Ведь совсем не факт, что любой талант непременно раскроется, пробьет себе дорогу, рано или поздно проявляет себя. Даже в случае с Моцартом вполне возможно сослагательное наклонение. А если бы отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, не был музыкантом? А если бы в доме не было клавесина и не звучала постоянно музыка? А если бы Моцарт родился не в Зальцбурге, а глухой, австрийской деревне, в семье бедного крестьянина? Вопросы риторические, но вполне правомерные.

И тут приходят на память слова выдающегося пианиста и педагога Генриха Нейгауза: «Родители важнее педагогов». Но здесь мысль Нейгауза нуждается в уточнении. Во-первых, речь идет о музыкальном воспитании. И, во-вторых, родители важнее педагогов, по мысли Нейгауза, особенно в дошкольные годы. То есть тогда, когда воспитание, в том числе музыкальное, в основном происходит в семье. И когда именно от мамы и папы зависит, сумеют ли они разгадать тайну, заложенную в ребенке, или не сумеют. Написав эти слова, мы представили себе реакцию усталых от повседневных забот родителей: «О чем вы говорите? Какое музыкальное воспитание? Какая тайна? Какой Моцарт? Ведь ни на что нет времени! Да и как мы можем заниматься музыкальным воспитанием, если даже нот не знаем? И пианино у нас нет», — поддерживает папу мама, которая тоже только что пришла с работы, взяв по дороге дочку из детского сада, и которой предстоит еще приготовить ужин, помыть посуду, дочку искупать и много других дел переделать. «Кроме того, — продолжает мама, — что-то я не замечала особой склонности у Танечки к музыке. Ну, правда, поет она хорошо, и танцевать любит.

А когда были в гостях, где пианино стоит, подошла и быстро подобрала песню из мультика. И я, помню, маленькой певунья была. Сейчас все ушло. Вырастаем – и все забывается». Мы представляем однотипную реакцию некоторых родителей и тем не менее решаемся двигаться дальше и настаиваем на том, что родители, желающие помочь ребенку полюбить музыку, могут сделать многое. Даже не зная нот и не играя ни на каком музыкальном инструменте. Здесь надо отметить, что родители довольно часто склонность ребенка к пению и танцам, его желание и умение подбирать мелодию не считают признаком музыкальной одаренности: «Подумаешь, невидаль. Это каждый сможет!» Поэтому они не видят необходимости эти склонности и желания поддерживать и специально развивать, что, конечно, ошибочно.

Глава из книги «Музыкальное воспитание ребенка» (Лев Мадорский, Анатолий Зак), Москва 2011