Наши новости

Дом, в котором живут семь нот…

05.12.2009

50 лет назад открылось одно из интереснейших учебных заведений нашего города – детская музыкальная школа № 2. Это событие она отметит в декабре большим юбилейным концертом. Пока же познакомимся поближе с жизнью школы, ее историей, преподавателями и выпускниками, чему будет посвящен цикл материалов.

Сегодня здесь обучаются игре на фортепиано, скрипке, виолончели, баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре 267 девчонок и мальчишек. Основная форма занятий — индивидуальный урок, воспитательное значение которого трудно переоценить. Фортепиано и скрипку дети осваивают семь лет, другие инструменты — пять. Кроме специальности (так называется индивидуальный урок по обучению игре на любом инструменте), в школьной программе — уроки сольфеджио, музыкальной литературы, слушание музыки. Юные пианисты получают навыки игры в ансамбле, учатся аккомпанировать солистам. «Народников» (так музыканты называют исполнителей на народных инструментах) учат игре в оркестре и различных по составу ансамблях. Кроме того, они получают навыки игры на фортепиано. Все дети обязательно посещают хоровые занятия: в школе есть хор учащихся первого года обучения и хор учащихся средних и старших классов.

Что дает человеку обучение музыке? Задумаемся об этом в связи с проблемами сегодняшней жизни: социальными, психологическими, духовными, творческими, общения, семьи и здоровья. В школе дети не просто учатся играть на инструменте, а приобщаются к творчеству. И не только к музыкальному (не каждый станет композитором или артистом-исполнителем). Совместное музицирование — игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре — прекрасно решает многие проблемы, в том числе психологические и общения. Застенчивый ребенок, участвуя в таком музыкальном действе, может почувствовать себя в центре жизни, творческий — проявить свою фантазию. Известен и терапевтический эффект от музицирования. Музыкальный инструмент в руках человека — это своего рода личный психотерапевт. Игра на инструментах лечит координационные и слуховые нарушения, гипер- и гиподинамию, учит столь необходимому в наше время умению концентрироваться и расслабляться. Занятия музыкой вырабатывают готовность ежедневно трудиться, улучшают и развивают слуховую, зрительную, моторную память. Постепенно у детей появляется умение распределять свое время, концентрировать внимание на главном. Успевать учиться в двух школах — не так-то просто.

Но какую радость приносит успех! И как результат личных достижений — «выход в общество», появляется возможность побыть учителем, научить несложной мелодии родителей, братика или сестренку, тем самым, укрепляя семью через совместные занятия. К слову: прочность семейных отношений в прошлом во многом зависела от совместных занятий, будь то работа или отдых: так было и в крестьянских, и в ремесленнических, и в помещичьих семьях. Музыка саму жизнь организует по-доброму, красиво. И когда дома попросят сына или дочь исполнить что-нибудь для души — просто, чтобы порадоваться, тогда и станет понятным смысл обучения в детской музыкальной школе.

Современного ребенка необходимо спасти от чудовища — «штампующей» среды массовой культуры: стандарт красоты — «Барби», стандартно леденящие кровь «ужасы», стандартный образ жизни… А музыкальная школа помогает воспитывать свободного, способного противостоять бездуховному насилию человека, личность и гражданина.

Наши выпускники получают свидетельство государственного образца о прохождении курса обучения в музыкальной школе. Желающие могут продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях — музыкальных училищах, музыкально-педагогических училищах, на музыкальных факультетах педагогических университетов и институтов культуры.

Выпускники этих учебных заведений получают квалификацию преподавателей ДМШ, учителей музыки, руководителей самодеятельных коллективов. Профессиональных музыкантов-исполнителей готовят консерватории. Для поступления в консерваторию нужно обязательно окончить музыкальное училище. Такие учебные заведения есть во многих городах. Только в Пермском крае их три — в Перми, Чайковском, Березниках.

За 50 лет Соликамскую музыкальную школу № 2 окончили более 1000 человек. Из 26 преподавателей, работающих сегодня, 15 — выпускники родной школы. Наши питомцы преподают в школах города, выступают в концертных залах не только Пермского края, но и далеко за его пределами. Но об этом — в следующих публикациях, в которых также будет более подробно рассказано о каждом отделении.

Фарида ДОЛГИХ,
зав. городской методической секцией пианистов, преподаватель ДМШ № 2.