Наши новости

Адаптация ребенка к школе

23.09.2013

О том, что начало учебы в школе является переломным моментом в жизни маленького человека, знают все родители. Многие родители относят этот «перелом» к части социально-психологической жизни ребенка: новые впечатления, друзья, социальная роль. Лишь немногие папы и мамы понимают, что изменения происходят в самом образе жизни ребенка. Теперь все в его жизни подчиняет школьным делам и заботам, что означает высокие эмоциональные и физические нагрузки.

Это трудный период еще и потому что школа ставит перед ребенком множество задач, напрямую не связанных с его предыдущим опытом, но требующих от малыша мобилизации всех его ресурсов.

Первый учебный год становится своеобразным тестом для родителей. В этот период выявляются все недоработки воспитания, недостаточность внимания к ребенку, слабый контакт с ним. Часто родителям не хватает снисходительности, мягкости и доброты, и они, сами того не осознавая, становится виновниками школьных стрессов, потому как не понимают, что на адаптацию к школе требуется много времени (в среднем 5-6 недель).

Привыкание малыша к школе — это длительный и сложный процесс, связанный с мобилизацией всех систем организма. Поэтому вся жизнь малыша должна быть построена так, чтобы взрослые точно знали чего стоят успехи ребенка его организму. Главное при этом правильно сопоставить цену и достижения.

По социально-психологической адаптации детей разделяют на 3 группы.

Первая группа (56%) привыкают к школе за 2 месяца. Они легко входят в коллектив, заводят друзей и выполняют требования учителя. У них обычно хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны и исполнительны, иногда у них бывают небольшие проблемы с коллективом или учителем, но, как правило, к концу второго месяца все проблемы разрешаются.

Вторая группа (30%) стабильная адаптация достигается в течение первого полугодия. У них наблюдаются сложности в отношениях с учителем, коллективом. Им сложно соответствовать требованиям учителя, а на замечания реагируют обидой или слезами. Зачастую для таких детей проблематично освоение школьной программы.

Третья группа (14%) это дети с большими сложностями в адаптации. Они не усваивают школьную программу, проявляют негативные эмоции. Именно на этих детей чаще всего и жалуются учителя. В причинах «плохого поведения» необходимо разобраться как можно скорее: это может быть и плохое воспитание, и слабость нервной системы. Есть смысл обратиться к врачу, так как плохое поведение и недостаточность адаптации может сделать ребенка «отверженным», что повлечет его ответную реакцию в виде драк, плохого поведения на уроках. Если не принять необходимых мер, то это может привести к нарушению психического здоровья и срыву адаптации.

Таким образом, признаками нормального протекания адаптации к школе являются: адекватное поведение в школе, хорошее отношение с коллективом и учителем, хорошее усвоение учебной программы.

Правила для родителей:

Психологи не рекомендуют отправлять детей на дополнительные занятия (секции, музыкальные школы, кружки) с первого класса. Ребенок, находясь под давлением школьных нагрузок, должен иметь возможность отдыхать, гулять и не торопясь делать уроки. Это поможет малышу сохранить здоровье. Если хотите повести ребенка в секцию, то лучше это сделать во втором классе или за год до первого.

Ребенок-первоклассник может концентрировать внимание только 10-15 минут. Делая с ним уроки, старайтесь после письменных заданий делать устные (и наоборот). Не забывайте о перерывах через каждые 15 минут, в которые дайте ребенку физическую нагрузку: попросите его попрыгать, выполнить наклоны или потанцевать. Не стоит заниматься с ребенком больше часа.

Врачи всего мира говорят: телевизор, компьютер и нагрузка на глаза должна быть не больше часа в день.

В первый год учебной жизни малышу необходима ваша поддержка, чтобы он вырос спокойным, уверенным в себе человеком. Старайтесь поменьше его ругать за оценки и грязь в тетради, и, наоборот, находите побольше поводов похвалить маленького школьника.

Анкета по выявлению уровня адаптации (заполнять родителям)

  • С удовольствием ли ваш ребенок идет в школу?
  • Принимает ли ребенок как норму новый распорядок дня?
  • Как ребенок реагирует на свои школьные успехи и промахи? переживает ли?
  • Рассказывает ли вам малыш о своих школьных впечатлениях?
  • Большинство этих впечатлений какие: положительные или отрицательные?
  • Как он поступает, когда появляются трудности в домашней работе? Преодолевает ли он их?
  • Часто ли жалуется ребенок на детей из класса?
  • Насколько малыш напряжен?
  • Как изменилось поведение ребенка, если сравнивать с прошлым годом?
  • Есть ли у ребенка жалобы на беспричинные боли?
  • Во сколько он ложится спать? Сколько спит? Изменился ли характер сна?

Советы для добрых взаимоотношений

Если ребенок тяжело встает, не нужно его тормошить и стаскивать одеяло — это может сформировать у него негативную реакцию на маму. Подарите ему будильник и скажите, что он поможет ребенку все успевать и никуда не опаздывать. Не ступайте по утрам в торги за «пять минуток». Просто поставьте время на будильнике на 5 минут раньше, а потом скажите: «Я понимаю, что вставать трудно. Можешь полежать еще 5 минут».

По утрам лучше не торопить малыша, иначе он станет собираться еще медленнее (это его защитная реакция на тяжелый распорядок). Лучше скажите, сколько у него есть времени на то или иное действие: «Ступай умываться. У тебя на это 5 минут.Через 15 минут мы садимся кушать».

Если ребенок что-то забыл положить в портфель, не ругайте его. Не стоит портить настроение ни себе, ни ему с самого утра. Просто протяните ему забытую вещь и не пускайтесь в обвинения. На прощание скажите «Жду тебя дома в два часа», а не «После школы сразу домой.»

Когда ребенок придет из школы, не задавайте пустых вопросов (Как дела? и Что делали?). Посмотрите, какие эмоции на лице ребенка, в каком он настроении. Дайте ему немного отдохнуть, отнеситесь с пониманием и позже он сам все расскажет.

Когда малыш укладывается спать, родителям нужно поговорить с ним по душам, выслушать тревоги, развеять страхи, показать свое понимание. Тогда малыш спокойно заснет и утром будет бодрым и спокойным.

Несколько коротких правил:

  • Ребенок должен знать, что Вы любите его, а не его успехи.
  • Не говорите ребенку, что он хуже других.
  • Когда ребенок задает вопросы, нужно спокойно и терпеливо на них отвечать.
  • Каждый день проводите время наедине с ребенком.
  • Научите малыша свободно общаться не только в обществе детей, но и в обществе взрослых.
  • Не стесняйтесь показывать малышу свою гордость за него.
  • Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
  • Всегда говорите ребенку правду.
  • Помните: оценивать можно поступки, а не ребенка.
  • Не принуждайте ребёнка к успеху силой. Принуждение действует разрушающе на его личность.
  • Ребенок (да и Вы) должны знать, что он имеет право на ошибки.
  • Не забывайте пополнять «копилку счастливых детских воспоминаний».
  • Если не знаете как вести себя с ребенком, то поставьте себя на его место.